Браконьеры - пираты с большой реки

Шхуна браконьеров почти заваливается на бок, когда ее берет на абордаж моторная лодка рыбнадзора. Попались, голубчики! Заходим в кольцо с другой стороны - минута, и наше судно прижимает второй борт лодки браконьеров. Бежать некуда. Сети-то, может, скинули, но улики - то есть ведро рыбы - налицо.
 
Мы находимся на рыбопромысловом участке №2 в Старомайнском заливе Куйбышевского водохранилища в самый разгар операции «Путина». Солнце только-только встает - время четыре утра. Следующие шесть часов корреспондент «Народной» проведет на воде - в одной лодке с госинспектором отдела государственного контроля и надзора водных биологических ресурсов Виктором Долговым. Виктор выглядит как заправский мореход, даром что мы в реке, а не в море. Лицо обветренное, взгляд бдительный, вода для него - что дом родной. В лодке может есть, спать, жить и писать. А на берегу - как в гостях.
- На самом деле, я еще и лесник опытный, занимался этим многие годы, а потом пришлось пересесть в лодку, - признался инспектор. - Но природа что в лесу, что на воде живет по одним и тем же законам, и ее одинаково надо защищать от преступников, которые, кстати, попадаются и в дневное, и в ночное время, несмотря на все запреты.
 
На абордаж!
Впрочем, Виктор сомневается, что преступников удастся поймать именно сегодня, - все-таки погода не та. Ветер промозглый, мокрый и холодный (пять минут на воде и уже дрожишь, а вы думали, почему на «мореходе» теплая зимняя шапка?), вода ледяная. Солнце не светит, птицы не поют. Даром что тумана нет! А так все равно, что попал в роман Чингиза Айтматова (тот, где нивхи на лодке выходят в море в поисках пропитания) или ведешь охоту за Моби Диком. Совсем как капитан Ахав, только мы ищем не белого кита, а браконьера - таинственного, неуловимого и очень коварного.
 
Плывем и плывем, плывем и плывем… брызги летят во все стороны, и в этих поисках есть что-то таинственное и умиротворяющее. Вдруг - блик вдалеке за густой пеленой утренней дымки. Наш капитан Виктор берет бинокль и чуть улыбается тонкими губами: «Попались».
Моторная лодка разгоняется до каких-то немыслимых оборотов и рискует перевернуться на каждой волне. Там, вдалеке, браконьеры, которые пытаются сбросить улики в воду. Опередив нас, их подрезает другая лодка рыбнадзора. Вот это добыча!
 
Агенты против инспекторов
 
 
- Ловите?
 - Ловим, что скрывать.
 - А знаете, что это запрещено?
 - Отчего ж не знать, знаем, сбежать только не можем - не заводимся.
 
Посреди Старомайнского залива образуется маленький остров погибших кораблей - три лодки: заглохшая браконьеров и взявшие ее с двух бортов инспекторские. В шуме ледяного ветра на островке качающихся суден Виктор начинает заполнять протокол. Он проделывал это сотню раз - за сутки могут попасться и две, и три «пиратские» лодки. А дежурят неделями напролет. А спать когда? А никогда. Коль вышел в путь - не жалуйся.
 
- Против нас действует целая агентурная сеть, ребятишки сообщают по телефонам, когда мы выходим на воду, и браконьеры сворачивают сети, - сетует инспектор. - Они и мы хорошо знаем друг друга, одни и те же преступники попадаются два-три раза за неделю. Платят штрафы и снова выходят искать у водохранилища погоды. Почему? Да потому, что работы нет. Браконьерством семью прокормить получается, а на зарплату 10 - 12 тысяч нет. Но это не повод отпускать преступника, который точит капля за каплей природные ресурсы родины.
 
- Как? Сейчас увидите.
Виктор резко заводит лодку, и мы плывем, разрезая волны, до землистого склона. Между ним - маленький вход в бухту, скрытую от глаз и ветра. Заплываем, и буйство стихии остается позади - здесь светит солнце, а целые косяки рыбы греются прямо у поверхности. «Смотри!» - говорит инспектор, и показывает на буйки рыболовных сетей. Тут и там. Поднимаем одну сеть - гнилая. Бросили ее здесь. Пару недель назад. И рыба вся в ней сгнила. Стоит такая 400 рублей. А рыбы в ней, если ее вовремя вытащить, тысяч на 10. Купят штук пять и забывают о ненужных.
 
- Они гниют, и рыба гниет - и это страшное зрелище. Мы вытаскиваем, но сети бросают десятками. А за нами наблюдают, потому что для наших земляков рыба - единственный возможный бизнес, - сетует Виктор. - Но мы боремся сутками напролет. Даже если сил уже не остается. Если ты выбрал этот путь - защищать природу - на природе нужно жить. Нужно быть преданным ей до конца.
 
Увидев, как дрожат руки журналиста от ледяного ветра, «капитан» вздыхает и направляет лодку к берегу. Сухо попрощавшись, возвращается на воду. Плыть и искать. Искать весь день. Искать всю жизнь. Работа у него такая.
Андрей ТВОРОГОВ
 
Читайте свежий номер "Народной газеты"
 

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

557 просмотров

Читайте также