Елена Шубина: Мечтаю открывать новые имена

В рамках акции «Большая книга - встречи в провинции» у ульяновцев случилась редкая возможность пообщаться с Еленой Шубиной. «Редакция Елены Шубиной» - так называется издательство, часть большого холдинга «АСТ». 
Именно здесь издаются книги Людмилы Улицкой, Татьяны Толстой, Захара Прилепина, Евгения Водолазкина, Гузель Яхиной. Наш корреспондент решил узнать, как молодому талантливому литератору пробиться к читателю.
 
По воспоминаниям самой Елены Шубиной, когда она поступала на русское отделение филологического факультета МГУ, ее спросили: «А кем вы хотите дальше быть?». После 
филфака выпускники шли в учителя русского языка и литературы, в науку, в журналистику и критику. Она тогда уже сказала, что хотела бы издавать книги. Сегодня «Редакция Елены Шубиной» - это примерно шестьдесят новых книг «высокой литературы», по признанию самого издателя, в год: русская проза, мейнстрим, русская мемуаристика. 
ГЛАВНОЕ - ЧТОБЫ ЧИТАЛИ
 
- Елена Даниловна, в электронных книгах вы чувствуете конкурента?
- Страх, что электронная книга победит бумажную, несколько преувеличен. Социологические исследования говорят о том, что примерно один и тот же тираж покупается и в электронной версии, и в печатной. У нас был, можно сказать, эксперимент с писателем Александром Архангельским, когда он издал почти одновременно электронную и бумажную версии. В итоге число скачиваний было примерно равно тиражу. Понимаете, это данность, это время. Я вижу, как сегодня в метро люди читают «Идиота» Достоевского на электронных устройствах. Моя установка - лишь бы читали. Другое дело, что книга - это не только текст. Это предмет искусства, у которого есть запах страниц, переплет, сделанный художником. Еще у бумажной книги есть поля, на которых можно писать. Как, например, делал ваш земляк Владимир Ленин. Потом эти пометки даже изучали. 
- Но есть еще и литературное пиратство.
- Это откровенное безобразие! Россия - одна из немногих стран в мире, где литературное пиратство действительно процветает. Еще оно почему-то процветает в Испании. 
НЕ СИДЕТЬ РОВНО
- Вопрос, который волнует всех молодых амбициозных людей: как происходит открытие нового имени? 
- Профессию редактора можно сравнить с ремеслом рыбака, который далеко забрасывает сеть. Все время нужно быть в поиске. Много «начитывать», смотреть, что издают коллеги, держать контакт с литагентами. 
- Вы работаете с довольно известными авторами. А приходилось ли открывать новые имена?
- Те авторы, которые сейчас многим известны, когда-то тоже были начинающими. Я могу назвать несколько таких случаев. Например, мне довелось первой издать прозу Дмитрия Быкова, который тогда был известен в первую очередь как поэт. Вообще те авторы, с которыми я начинаю работать, меня потом не оставляют. 
Рукописей от начинающих авторов приходит очень много. Ведь у нас удивительно пишущая страна. Попадаются и среди этого «самотека» интересные авторы. Писать и отправлять в издательства - это не безнадежное дело. Все, что присылается, прочитывается. Главное, чтобы это было хотя бы читаемо. Я мечтаю открывать новые имена!
- То есть у талантливого молодого писателя есть шанс быть замеченным?
- Ну конечно, есть. Просто нужно не сидеть ровно, а двигаться, искать.
ПИСАТЬ О ТОМ, ЧТО ЗНАЕШЬ
- Многие из молодых авторов начинают с подражаний. Понятно, что это не лучший вариант для первой книги. Что вы посоветуете молодым писателям?
- С подражания начинают почти все. Причем бывали периоды повального подражания. Например, когда в 1960-1970-х у нас начал выходить Хемингуэй, под которого писали очень многие.
 Для молодого писателя важно то, чтобы он писал о том, что знает. И вовсе не обязательно иметь биографию, как у Прилепина, который из университета попал в Чечню и написал об этом первую книгу. Идеей может послужить любая экстремальная ситуация, в которую попал человек. И, конечно, должен быть внутренний мир. 
Опять же, не стоит забывать о таком понятии, как литературный талант. Почему-то когда говорят о живописи или музыке, то наличие таланта подразумевается само собой. А в литературе как будто можно обойтись без него. 
- Когда-то мы были одной из самых читающих стран мира. А как сегодня Россия выглядит на карте мира?
- В Советском Союзе было государственное распределение книг, государственный план, что имело свои положительные моменты: библиотека в любой сибирской деревне была обязана выписывать все толстые журналы, собрания сочинений. Это все было централизованным. Конечно, где-то на полках могли много лет пылиться материалы XX съезда КПСС. Но хорошие книги доходили до читателя всегда. Сегодня мир стал более открытым, информации так много, что хорошая книга больше не является единственной радостью. Но я по своей практике могу сказать, что в последние годы литература, которой занимаюсь я, хорошо держит планку. Роман «Лавр» Водолазкина стал бестселлером, его тираж более 70 000, хотя ничто, казалось бы, не предвещало… Гузель Яхина - это просто открытие года. И примеры с этими двумя писателями как раз говорят о том, что мы читателя недооцениваем.
- Вы издаете прозу, но сейчас еще и очень много поэтов. Есть мнение, что даже больше, чем было в прошлом. Может ли у нас сейчас молодой поэт стать звездой?
- Я думаю, что вполне может. Хотя тут, конечно, дело обстоит еще сложнее, чем с прозой. Тут должны быть музыка стиха, владение формой и многое другое. Большой талант может родиться в любое время. Но это если речь идет действительно о большом таланте. Как у Булгакова в «Собачьем сердце»: «Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого». 
Игорь УЛИТИН
11 января 2017 г. 09:00
  • 151 просмотр
 
Похожие новости
 

comments powered by Disqus