Человек и оркестр

В этом году 30 лет исполня­ется Ульяновскому оркестру русских народных инструмен­тов, столько же его главным дирижером и художественным руководителем является Ев­гений Федоров. Заслуженный артист России рассказал «НГ» о будущем оркестра, моло­дых музыкантах и о том, как коллектив когда-то рождался без помещений, зарплат, но с верой в музыку.

Не было ни нот, ни инструментов…

– Как приходилось работать 30 лет назад? С чего начинался оркестр?

– Тогда, в 1984 году, в области не было профессионального на­родного оркестра! Вот молодые преподаватели музыкальных школ и училищ и решили объединиться. В результате получили разреше­ние от управления культуры на создание оркестра русских на­родных инструментов. Собствен­но, инструментов у нас не было, не было нотной литературы, по­мещений для репетиций. Вся работа велась с нуля. Мы просто хотели творить – верили в музыку. Долгое время не была предусмотрена зарплата. И музыканты со­вершили творческий подвиг: не сдались, коллектив сложился. Это было самое сложное время!

– А в неспокойные 90-е было проще?

– Да, тогда мы начали высту­пать, делать программы. В 1993 году на всероссийском конкурсе любительских оркестров в Горь­ком заняли первое место. А потом выступали в Москве. Полученное в тот же год лауреатское звание позволило нам стать профес­сиональным оркестром. С того момента все пошло как надо.

– Сейчас тех сложностей, надо понимать, уже нет?

– Сложности есть всегда! Да, мы приобрели огромное коли­чество нотной литературы, у нас есть теплые уютные помещения, установилось концертное рас­писание. Осталась главная про­блема – кадры…

– Но ведь в оркестре сейчас играют и совсем молодые ре­бята – вчерашние студенты…

– Да, они приходили к нам в про­шлом году и придут в этом. А даль­ше будущего, наверное, нет. По­ставщик кадров, государственный университет, закрыл исполнитель­ский факультет. Это большой удар для нас! Значит, скоро приток моло­дых специалистов прекратится.

– Не хотят выступать в орке­стре?

– Они учатся в Москве, в боль­ших городах – и там остаются. Наверное, больше возможностей, интереснее.

Каждый концерт – премьера

– Насколько изменилась за 30 лет программа оркестра?

– Не изменилась, а расшири­лась. У нас всегда появляются новые произведения, каждый концерт – это премьера. За это время мы переиграли чрезвы­чайно много литературы. У нас есть связи с композиторами со всей России. И репертуар мы бу­дем продолжать обнов­лять. Увидите в ближайшее время!

– Актуален в XXI веке репертуар оркестра народ­ных инструментов?

– Актуален и востребован! Благодаря нашей музыке люди не теряют корни национальной куль­туры, мы продолжаем песенные традиции России. Стараемся не терять и уровень исполнения на­родной песни. И нас принимают – особенно в сельских районах… С каким удовольствием они слу­шают нашу музыку!

– А за пределы области выехать удается?

– К сожалению, в последнее время мы лишены дальних га­строльных поездок. Наверное, та­ким большим коллективом выехать не получается, очень затратно.

За последние пять лет мы вы­езжали с музыкальными програм­мами только в Казань.

– Признайтесь, не устали от работы и оркестра за все эти годы?

– Нет, потому что есть еще вдох­новение работать, создавать про­граммы. Конечно, есть и физиче­ская усталость, в моем возрасте быть руководителем оркестра довольно тяжело. Но это меня не утомляет. Отдохнешь – и на следу­ющий день снова на репетицию.

– Отдали музыке почти всю жизнь… Не жалели ли о своем выборе?

– Никогда не жалел. Я родился в музыкальной семье. Это все идет от отца, он у меня был военным дирижером. И мои дети продол­жают дело. Жалеть не о чем. Я рад, что смог создать коллектив. Я горжусь тем, что наши исполни­тели высокопрофессиональные музыканты. Так что будем играть.

Андрей ТВОРОГОВ

 

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и MAX.

633 просмотра

Читайте также